|
Кругликов-Гречаный Л.П. Методика истории. – Киев: Издание автора, 1914. – С. 141-146.
Греко-персидские войны в систематическом курсе всеобщей истории.
Предварительная катехизация кончилась. Следует затем рассказ учителя. Этот рассказ должен представлять собою изложение по возможности только фактической стороны греко-персидских войн и таким образом дать ученикам лишь сырой материал, над которым им придется потом оперировать. Вмести с тем такой рассказ должен быть жив, полон жизненных красок и не чужд некоторого драматизма. Вот общий ход и содержание этого рассказа.
Тягостное положение малоазийских греков под властью персов. Стремление их к независимости. Восстание в 500 г. до Р. X. Помощь со стороны Афин. Подавление восстания персами. Желание Дария наказать афинян за их дерзкое вмешательство в соединение с давнишним его стремлением покорить своей власти греков Балканского полуострова. Советы Гиппия. Поход на Грецию царского зятя Мардония. Неудача. Приготовления к новому походу. Требование от греческих государств земли и воды. Морская экспедиция в Грецию под предводительством Датиса и Артаферна. Опустошение Эвбеи. Высадка у Марафона. Тревога в Афинах. Меры к обороне. Выступление против персов. Численность, боевой строй и вооружение двух враждебных армий. Марафонская битва (490 г. до Р. X.).
Рассказ о Марафонской битве можно бы перевить с чтением соответствующих отрывков из прекрасного очерка Б. Сыроечковского: «Греки на войне» (Марафон и Саламин).
Попытка персов овладеть Афинами. Неудача. Возвращение их в Азию. Сооружение Фемистоклом сильного афинского флота и военной гавани Пирея. Приготовления Дария к новому походу на греков. Смерть его. Продолжение приготовлений при Ксерксе. Состав и количество собранного Ксерксом войска. Движение грозной персидской армии в Грецию по суше и по морю. Приготовления греков к обороне. Геройская защита Фермопил.
Повествуя о битве в Фермопильском ущелье, учитель, чтобы оживить и украсить свой рассказ, а также дать ученикам возможность лишний раз заглянуть в область греческой литературы, в заключение с большим успехом может привести несколько сильных стихотворений знаменитого певца греческой славы - Симонида. Хорошо бы прочесть - сначала, известное двустишие этого поэта в память спартанцев, павших при Фермопилах:
«О, прохожий! Скажи, как придешь в Лакедемон, что все мы,
Верны законам его, здесь костями легли».
Затем, обращение Симонида к гробнице Леонида с изображением льва:
«Из зверей сильнее всех я, из людей же всех лучше
Тот, кого здесь охраняю я в каменной этой гробнице».
Наконец, стихи Симонида, посвященные сподвижнику Леонида, жрецу Мегистию:
«Здесь погребен благородный Мегистий. С персами в битве
Пал он, когда неприятель стоял в Фермопильском ущелье.
Как прорицатель, он знал приближение смертного часа,
Но не решился оставить в последнем бою Леонида».
Движение персов в среднюю Грецию. Отступление греческого флота к острову Саламину. Афины в опасности. Обращение афинян к оракулу. Советы Фемистокла. Гибель Афин. Саламинский бой (480 г. до Р. X.).
Рассказ о Саламинской битве несомненно много может выиграть в ясности и живости своей, если дополнить его чтением вслух отрывков из указанного выше очерка Б. Сыроечковского: «Греки на войне» (Марафон и Саламин). Здесь можно бы также прочесть ученикам вдохновенные стихи Симонида в честь Коринфян, павших при Саламине:
«Путник, мы некогда жили в прекрасных равнинах Коринфа;
Смерть застигла нас здесь, в Саламине, в отчизне Эанта.
С персами храбро сражаясь и их корабли истребляя,
Мы отстояли свободу и честь родимой Эллады».
Возвращение Ксеркса в Азию. Битвы при Платее и Микале. Победы Кимона. Освобождение малоазийских греков от владычества персов. Окончание греко-персидских войн (449 г. до Р. X.). Последствия этих войн для персов и для греков.
3) Заключительная катехизация.
Рассказ учителя окончен. Затем идет заключительная катехизация. Назначение этой катехизации - дать ученикам возможность порассуждать несколько на основании только что сообщенного им фактического материала, подвергнуть этот материал посильному анализу.
Прежде всего ученики при некоторой помощи учителя тщательно определяют причины греко-персидских войн, и повод к ним. Здесь можно бы кстати установить разницу между причинами и поводом всякой вообще войны.
Затем ученики стараются выяснить, почему в греко-персидских войнах победили именно греки, а не персы, на стороне которых был ведь значительный численный перевес. При этом выяснения причин греческих побед должны быть подчеркнуты две главные из них - патриотическое одушевление и сравнительно высокая культурность греков.
Наконец, учитель предлагает ученикам вспомнить, не было ли в родной нашей истории такой войны, которая бы по характеру своему напоминала войны греко-персидские. Ученики указывают на отечественную войну, а затем проводят сравнение между нею и войнами греко-персидскими.
4) Разметка урока по учебнику и запись книг для чтения.
Ученики размечают по учебнику задаваемое к следующему уроку и записывают рекомендуемую учителем книги для чтения по истории греко-персидских войн. На этом и заканчивается урок.
В заключение - несколько замечаний.
1) Обычная «большая катехизация» или «спрашивание» урока о греко-персидских войнах проводится конечно уже в следующем учебном часу, к которому ученики успевают усвоить историю этих войн по учебнику, а некоторые вдобавок, быть может, и по книгам для чтения.
2) Легко может случиться, что урок о греко-персидских войнах, вследствие ли слабости класса или излишней продолжительности рассказа учителя, или же по той и другой причине вместе, не уляжется в тесных рамках одного учебного часа. Тогда заключительную катехизацию придется перенести на следующий час, но поместить ее уже после «спрашивания», призванного в таком случае, как это понятно, исчерпать лишь фактический материал истории греко-персидских войн.
3) После заключительной катехизации и «спрашивания» учителю очень не мешало бы сказать ученикам несколько слов об историке греко-персидских войн - Геродоте, а также прочитать в классе наиболее интересные отрывки из его знаменитого труда.
|
|
|
Кулжинский Я.С. Опыт методики систематического курса истории. – СПБ., 1914. - С. 167-173.
Примерная разработка темы
«Греко-персидские войны»
из систематического курса истории.
Давая урок, надо прежде всего помнить, что «история, которая рассказывает, но не объясняет, не имеет цены», что, поэтому, надо не рассказывать урок ученикам, а анализировать его: 1) надо преподавание делать возможно конкретнее, и 2) правильно понять и оценить событие можно только сопоставив его с другими, и аналогичными. <…>
Возьмем сначала греко-персидские войны. Вообще на войнах, как я говорил в главе «Содержание систематического курса истории», подробно останавливаться нет времени, да и не зачем. Но ученикам необходимо выяснить, что успех войны является некоторой равнодействующей мужества и одушевления солдат, умения военачальников и материальных условий, как соотношения сил воюющих, условий театра войны, расстояния его от базы и т. п. Греко-персидские войны являются первыми войнами, перипетии которых нам сравнительно известны. Велико их культурное значение. Поэтому на разборе их следует остановиться несколько подробнее. Расскажем сначала внешний ход этих войн, подчеркивая из воспитательных соображений наиболее героические эпизоды, как Фермопилы, Саламинский бой и т. п. Если рассказать по чему-либо нельзя, следуя совету пр. Кареева, зададим ученикам по учебнику выучить ход борьбы, затем уже на следующем уроке станем его анализировать. Надо заметить, впрочем, что такое предварительное заучивание, представляя известные удобства, имеет и отрицательные стороны: им связывается самодеятельность ученика. На вопросы учителя ученики постоянно в таких случаях отвечают словами учебника, не вкладывая в них часто никакого содержания. Но как бы там ни было, приступим к разбору выученного учениками. Раньше всего нужно определить силы противников. Надо указать поверхность Персидской монархии (около 3 миллионов квадратных километров) и Греции (70 - 76 тысяч квадратных километров) вообще, выделив затем настоящих борцов - Аттику и Пелопонесский союз, привести вероятную цифру населения Аттики (1.000.000 чел.) Если ученики все это выучили в свое время, то лучше не говорить самому, а заставить учеников вспомнить это. Таким же образом надо сопоставить богатства Персии и Аттики (7600 персидских серебряных талантов в год против 600 талантов афинского союза лет 70 спустя). Надо спросить учеников, в чем была главная сила персов (конница и стрелки), и на сколько удобна поверхность Греции для действия этой силы. После такой подготовки можно уже предложить ученикам отправить войско из Сард, политического центра Малой Азии, в Аттику. Легко, конечно, выяснится, что было два пути: или от мыса Микалэ к Эвбее и Марафону (при этом можно напомнить о связи диакрии с Писистратидами и сказать о присутствии Гиппия в персидском лагере), или сухим путем через Геллеспонт, Фракию и Македонию. Напомнив ученикам малую грузоподъемность тогдашних судов, легко привести их к заключению, что морская переправа лишала персов возможности воспользоваться численным, преимуществом и в особенности сокращала количество конницы. Эта теоретические выводы надо подкрепить указанием, что при Марафоне персы высадили около 15 тысяч пехоты и менее 1000 всадников, так что их боевая линия не превосходила греческой; об участии же в бою кавалерии не упоминается. После этого надо перейти к разбору сухопутного похода. Рядом вопросов надо разъяснить ученикам, что если «великий царь» теоретически мог выставить миллионное, даже пожалуй, многомиллионное войско, то практически миллионное войско нельзя было использовать на поле боя по недостатку места. Надо прибавить, все посредством вопросов, что по состояние тогдашних дорог такое войско должно было на марше очень растянуться. Здесь уместно сказать, что по вычислению пр. Белоха, если бы Ксеркс действительно привел 5283320 человек, «то в то время, как авангард его достиг Фермопил, арьергард должен был только выступать из ворот Сард, если даже не принимать в расчет обоза». Скажем, что на переезд из Вавилона в Сарды, несмотря на существование «царской дороги», требовалось 4 месяца. Если у нас есть карта, где хорошо обозначен рельеф Балканского полуострова, предложим ученикам рассмотреть его с военной, так сказать, точки зрения. Учащиеся заметят три оборонительных линии: Темпейскую долину, Фермопилы и Истм. Если при этом сами учащееся не обратят внимания, то их надо привести к заключению, что как ни хороши, особенно две последние, позиции со стороны суши, их легко обойти с моря. (Сражение при мысе Артемисии). Учитель должен рассказать, что такое содействие флота необходимо было и на пространстве между Геллеспонтом и Олимпом, что Мардоний в 492 году после гибели флота вынужден был вернуться из Фракии. Заставим теперь учеников задуматься над вопросом о прокормлении персидской армии, которая, напомним, равнялась по числу населению Аттики, снабжения ее амуницией и восполнения ее убыли. Очевидно, что и здесь по состоянию дорог и перевозочных средств без флота обойтись было невозможно. (Бой при мысе Микале). Таким образом ученики уяснять себе, что персы, господствуя на море, были неотразимы, а греки, владея тем же господством, неуязвимы. Теперь вернемся опять к флоту. Чтобы обеспечить себе перевес, естественно увеличить количество кораблей, но этим самым понижалось количество экипажа. Потребности десанта и транспорта заставляли увеличить размеры судов, что делало их при тогдашней мореходной технике трудными для управления.
Если мы прибавим знакомство азиатских мореходов с европейскими городами, то исход морского похода (и Артемисия и Саламин) не покажется ученикам таким чудесным и случайным, а личность Фемистокла, понявшего положение и пришедшего к странной на первой взгляд мысли отражать сухопутное нашествие при помощи кораблей, много выигрывает.
Приложение: «Образец нейтрального в воспитательном смысле изложения греко-персидских войн».
В то время, как в Афинах господствовал Писистрат, малоазийские греки были сначала завоеваны лидийским царем Крезом (562-547), а потом вместе с самим лидийским царством должны были подчиниться персидскому царю Киру (560-538). Персы поставили в греческих городах Малой Азии и соседних островов тиранов, которые должны были платить им дань и доставлять военные отряды. Греки тяготились зависимостью от варваров и только ждали благоприятного случая, чтобы сбросить с себя персидское иго.
Когда в 515 г. до н. э. поход Дария для завоевания Скифии через Фракию и Дунай окончился полной неудачей и гибелью большей части войска, это произвело на малоазийских греков очень сильное впечатление: до тех пор персы пользовались славой непобедимости, и их очень боялись, теперь эта слава была поколеблена, силы монархии уменьшены, а потому можно было надеяться на успех восстания. Действительно, вскоре после этого (500 г. до н. э.) греческие города Малой Азии изгнали тиранов и возмутились против персов. Они обратились за помощью к европейским грекам, но лишь Афины и Эретрия прислали несколько кораблей. Сначала победа была на стороне восставших, и к грекам могли бы примкнуть ненавидящие своих поработителей лидяне, но греки сожгли и их столицу Сарды, чем оттолкнули своих соседей от себя. Между тем Дарий собрал силы и выслал против восставших весь финикийский флот, который в то время был гораздо значительнее флота малоазийских греков. В 494 году до н. э. восстание было подавлено. Милет разорен, и города снова подчинились поставленным Персией тиранам.
После этого Дарий решил завоевать и европейскую Грецию, к чему его поощрял Гиппий. Был снаряжен поход в Грецию сухим путем, при чем вдоль берега шел флот, везший припасы. Но когда этот флот потерпел у Афонской горы крушение, то, несмотря на то, что Фракия и Македония ещё ранее подчинились персам, содержать большое войско в этих диких и малолюдных местах оказалось трудным, трудным так же оказалось без поддержки флота и прокладывать себе дорогу через узкие горные проходы. Армия вернулась с половины дороги. Тогда в 490 году до н. э. флот с посаженным на него войском направился прямо через Эгейское море на Эвбею. Разрушив Эретрию, персы высадились в Аттике у городка Марафон, жители которого некогда поддерживали Писистрата (в походе участвовал и Гиппий). Но численный перевес персов оказался недостаточно значительным. Греки оказались лучше вооруженными и более искусными. Притом афиняне дрались за родину и свободу, разноязычное же персидское войско едва ли даже знало, ради чего оно пришло в Грецию. И поход кончился полной неудачей.
После марафонского поражения персы стали готовиться к новому грандиозному нашествию на Грецию. В прибрежных городах Фракии и Македонии были заготовлены громадные склады припасов, финикийцы и малоазийские греки должны были выставить сотни кораблей, причем корабли эти были сделаны больших размеров, чем обыкновенно.
Между тем в Афинах тоже приготовлялись к новому нашествию. Фемистокл, руководивший тогда афинскими делами, понял, что персы могут поддерживать связь с родиной (базой), получать оттуда подкрепления людьми и припасами только по морю, и настоял на том, чтобы доходы от недавно открытых серебряных рудников Лавриона пошли на постройку кораблей. Благодаря тому, афиняне ко времени нового персидского нашествия имели уже значительный флот (127 судов; все греки имели 300 судов). В тоже время, по почину афинян в 481 году до н. э. на Истме состоялся съезд представителей разных городов, на котором был заключен союз для общей борьбы с персами, а предводительство (гегемония) в нем было отдано Спарте. Весной 480 года новый царь персидский Ксеркс во главе армии в сотню тысяч (греки доводили ее цифру до 5 000 000 человек) перешел по двум мостам через Геллеспонт, овладел средней Грецией и сжег Афины. Но после того, как его флот, поврежденный бурей, был уничтожен греками в двух битвах (у мыса Артемисии и при Саламине), Ксеркс вернулся в Персию, а его войско, уменьшившееся тысяч до 60, в следующем (479 г. до э.) было уничтожено греками при Платеях. В тоже время (греки верили, что в тот же день) греческий флот у мыса Микале в Малой Азии уничтожил собравшуюся здесь для переезда в Европу подмогу. Следствием этого двойного поражения персов было не только изгнание их из Европы, но и освобождение от их власти греческих колоний в Малой Азии. |
|